На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нулевой роялти инженера: почему часто проектирование это бесплатно

Мы живем в мире, построенном руками и умами инженеров. От мостов, соединяющих континенты, до микросхем, запускающих виртуальные миры; от систем очистки воды, спасающих миллионы, до алгоритмов, управляющих глобальной экономикой. Ценность этих творений неизмерима. Они — фундамент цивилизации, умножающий возможности человечества в геометрической прогрессии.

Нулевой роялти инженера: почему часто проектирование это бесплатно
Нулевой роялти инженера: почему часто проектирование это бесплатно

В то же время, люди, чьи голоса или тексты, порой менее фундаментальные для выживания и прогресса, получают доходы на протяжении десятилетий через систему роялти и авторских отчислений. Почему же создатель материального и системного мира — инженер — в подавляющем большинстве случаев лишен этого прямого, долгосрочного финансового признания своих творений? Что изменило правила игры, и каковы последствия этого для будущего инженерной мысли и общества в целом?

Если бы ваша боль могла говорить — какие неудобные правды о вас она бы выкрикивала на улицах?

Давайте размышлять над этим, препарируя слои сложности, подобно тому как опытный инженер разбирает сложный механизм.

Инженерное дело как Творение

Инженерное дело как Творение
Инженерное дело как Творение

Инженер – это не просто исполнитель. Это творец. Он берет абстрактные принципы физики, химии, математики и трансформирует их в осязаемую или функциональную реальность. Это акт творения, не менее значимый, чем создание музыкального произведения или литературного труда. В природе каждый элемент выполняет свою функцию в рамках единой, сложнейшей системы.

Инженер, по сути, имитирует этот природный принцип, создавая системы, решающие задачи. Отчеты ООН по Целям Устойчивого Развития постоянно подчеркивают роль технологий и инфраструктуры – прямого результата инженерной деятельности – в улучшении качества жизни. Исторически, великие инженеры древности – строители акведуков, пирамид, изобретатели механизмов – почитались. Культ Личности? Возможно, но это был культ созидателя. Сегодня же, гений часто приписывается основателю компании, маркетологу продукта, но не команде инженеров, сделавших невозможное возможным.

Экономика СНГ и Измерение Ценности

Экономика СНГ и Измерение Ценности
Экономика СНГ и Измерение Ценности

Современная экономика заточена на измерение и монетизацию определенных видов стоимости. Мы превосходно умеем торговать акциями, нефтью, информацией. Мы создали изощренные системы для отслеживания и компенсации использования интеллектуальной собственности в сфере искусства и медиа – копирайт, смежные права, системы сбора роялти. Но когда дело доходит до инженерного продукта, созданного в рамках трудовых отношений, экономическая система по умолчанию передает все права и будущие доходы работодателю – компании.

Инженер получает зарплату – фиксированную оплату за время и квалификацию, а не долю от созданной им стоимости на протяжении всего жизненного цикла продукта. Глобальные экономические отчеты показывают рост прибыли корпораций, основанный на технологических инновациях, но львиная доля этой прибыли капитализируется на уровне компании, а не распределяется среди непосредственных авторов инноваций вне рамок зарплаты или бонусов. Это фундаментальный сдвиг по сравнению с эпохой изобретателей-одиночек, которые могли жить на патентные отчисления.

Политика и Правовые Рамки

Политика и Правовые Рамки
Политика и Правовые Рамки

Диспропорция в вознаграждении за разные виды созидательного труда очевидна и требует осмысления и системных изменений.

Законы об интеллектуальной собственности (ИС) – это поле битвы экономических интересов. Исторически, эти законы развивались, чтобы защитить авторов и стимулировать творчество. Копирайт на произведение возникает автоматически. Патент на изобретение требует сложной и дорогостоящей процедуры, и по умолчанию в большинстве юрисдикций права на служебные изобретения принадлежат работодателю. Политика, формируя эти законы, балансирует между интересами авторов, компаний (которые инвестируют в R&D и коммерциализацию) и общества (нуждающегося в доступе к инновациям). Текущий баланс явно смещен в сторону корпоративного владения.

Данная группа создана для делового общения реальных производственников. Основное направление - металлообработка, и все что с ней связанно.
Данная группа создана для делового общения реальных производственников. Основное направление - металлообработка, и все что с ней связанно.

Разные объекты ИС: Певец и писатель создают объекты, защищаемые авторским правом или смежными правами (исполнение), которые по своей природе легче индивидуализировать и связать с автором/исполнителем, и которые изначально строились на идее вознаграждения за каждое использование произведения. Инженер чаще создает объекты, защищаемые патентным правом (изобретения, полезные модели) или являющиеся ноу-хау или частью более сложной технологической системы. Правовая традиция в отношении служебных изобретений (созданных по заданию работодателя и на его средства) почти повсеместно передает права компании.

Модель Капитализации: Ценность песни или книги капитализируется через многократное воспроизведение, исполнение, распространение, за каждое из которых может взиматься плата (прямо или косвенно через лицензии). Ценность инженерного изделия или технологии чаще капитализируется единожды – при продаже продукта, лицензии на технологию (которая принадлежит компании) или через повышение эффективности бизнеса компании.

Основная "плохость" или, точнее, сложность и затратность патентной системы для индивидуального изобретателя или малого бизнеса заключается в следующем:

  • Территориальность: Патенты действуют только на территории той страны или региона, где они были выданы. Нет единого "мирового патента". Чтобы защитить изобретение, например, в США, Европе, Китае и России, нужно подавать заявки и платить пошлины в каждом из этих регионов/стран, что очень дорого и трудоемко.
  • Сложность и стоимость: Процесс получения патента требует глубоких знаний законодательства, составления очень точных формул изобретения, проведения экспертизы. Это часто невозможно без квалифицированных патентных поверенных, чьи услуги стоят дорого. Пошлины за подачу, экспертизу и ежегодные поддержания патента также значительны.
  • Сроки: Процесс экспертизы и выдачи патента может занимать годы (2-5 лет и более). Это действительно "затягивается".
  • Принцип "первый подал – первый получил": В большинстве стран (включая США с 2013 года, когда они перешли с "первого изобретателя" на "первого подавшего") действует принцип "first-to-file". Это создает "гонку" за подачей заявки. Если кто-то подаст заявку на ваше изобретение раньше вас (даже если он узнал о нем от вас, но вы не были осторожны с раскрытием информации), он получит патент.

Проблема скорее в том, что крупные корпорации с большим финансированием и мощными патентными отделами могут действовать быстрее и охватывать больше юрисдикций, чем индивидуальный изобретатель, которому не хватает средств или знаний для такой "гонки".

Если цель – финансовая отдача от самого изобретения через продажу лицензий или создание монополии на рынке, то патентная защита критична. Это требует ресурсов, времени, знаний и соблюдения строгих правил (не публиковать до подачи заявки).

  1. Статья 1225 ГК РФ содержит закрытый перечень видов результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которым предоставляется правовая охрана. И в нем нет такой прямой категории как "чертеж" или "техническая документация" как самостоятельного охраняемого объекта интеллектуальных прав.
  2. Статья 1259 ГК РФ включает "графические изображения" в перечень объектов, охраняемых авторским правом.

Что это означает для чертежей?

Это означает, что сам по себе чертеж – как уникальное графическое изображение, как композиция линий, форм, надписей, выполненная конкретным автором – действительно охраняется авторским правом.

  • Что защищает авторское право на чертеж? Оно защищает форму выражения вашей идеи. Это значит, что никто не имеет права без вашего разрешения:

Копировать ваш чертеж (делать его копии).
Распространять ваш чертеж (продавать, дарить, выкладывать в интернет).
Публично показывать ваш чертеж.
Модифицировать ваш чертеж.
Переводить его в другие формы (например, из бумажного в цифровой файл и наоборот, или делать 3D-модель непосредственно по вашему чертежу).

Однако, здесь кроется ключевое НО, которое и создает проблему для инженера с точки зрения получения роялти за изделие:

  • Авторское право на чертеж НЕ защищает идею, концепцию, функциональность или техническое решение, которые изображены на чертеже.Если вы нарисовали чертеж нового уникального клапана, ваше авторское право защищает только этот конкретный чертеж как графическое произведение.
    Это не мешает кому-то другому, увидев ваш чертеж, самостоятельно нарисовать свой собственный чертеж этого же клапана (если сам клапан не запатентован) и затем изготовить такой клапан. Они не будут нарушать ваше авторское право на чертеж, потому что они скопировали идею/функциональность, а не вашу уникальную форму выражения (ваш конкретный рисунок).
    Представьте, что вы написали кулинарный рецепт. Авторское право защищает текст вашего рецепта. Но оно не мешает любому человеку приготовить еду по вашему рецепту и продавать её. Оно лишь мешает ему скопировать и распространить ваш текст рецепта.

Таким образом, для защиты функционального изделия и получения с него роялти, авторских прав на чертежи недостаточно.

Для этого предназначено патентное право:

  • Изобретения и полезные модели (как вы упомянули) – вот что защищает само техническое решение (конструкцию, принцип действия, способ). Если ваше изделие, изображенное на чертеже, является новым, неочевидным и промышленно применимым, вы можете получить на него патент. Именно патент дает вам монополию на использование этого технического решения (производство, продажу, применение) на определенной территории.
  • Промышленные образцы – защищают внешний вид изделия, его дизайн, но не функциональность.

Это один из ключевых моментов, почему инженеру так сложно монетизировать свои изобретения вне рамок служебных отношений. Авторское право защищает форму, а не суть технического решения, а патентная защита, которая защищает суть, сопряжена с серьезными барьерами, особенно для индивидуальных авторов.

Почему? Лоббирование? Историческая инерция индустриальной эпохи, когда физический капитал (заводы, станки) считался основным фактором производства, а не человеческий капитал и идеи? Вопрос остается открытым. Говорить о "прямом нарушении Конституции" в этом контексе некорректно юридически, но это попадает в болевую точку справедливости и равенства возможностей – принципов, лежащих в основе многих конституций.

Если труд певца или писателя признается как источник долгосрочного дохода через ИС, почему труд инженера, создавшего, скажем, элемент критической инфраструктуры или революционное медицинское устройство, не попадает под сравнимые механизмы вознаграждения?
Что умрёт первым: ваши мечты или страх, что их осудит тот, чьё мнение вы сами же считаете ничтожным?

В отличие от рабов, инженеры обладают:

  1. Агентностью: Возможностью (хоть и ограниченной рамками системы) выбирать место работы, условия труда, договариваться о компенсации.
  2. Способностью к коллективным действиям: Организовываться, выражать свое мнение, лоббировать интересы.
  3. Главное – способностью к осознанию и преобразованию: Понимать, как устроена система, видеть ее несправедливость и работать над ее изменением, используя интеллект и созидательный потенциал.

Отношение окружающих к инженеру

  • Как к ресурсу: К ценному, необходимому, но прежде всего функциональному объекту. Его ценность видится в том, что он делает, а не в том, кто он или что он думает.
  • Как к исполнителю: К тому, кто выполняет работу, но не принимает стратегических решений и не претендует на соавторство в широком смысле.
  • Как к обезличенному элементу: Его индивидуальность, творческий вклад, уникальные инсайты остаются в тени системы, бренда или продукта. Он – часть "стада" или "упряжки".
  • Без должного признания: Его усилия воспринимаются как должное, а успех приписывается другим факторам (руководству, удаче, рынку).

Поэтому задача не только в изменении экономических или правовых механизмов распределения благ, но и в изменении самого социального восприятия инженерного труда.

Маркетинг и медиа

Маркетинг и Медиа – Создание Культа Иного Рода
Маркетинг и Медиа – Создание Культа Иного Рода


Маркетинг и медиа великолепно справляются с созданием ценности и узнаваемости для брендов, продуктов и личностей в сфере развлечений, спорта, даже бизнеса (культ основателя). Они продают "историю успеха", "эмоцию", "стиль жизни". Инженерная работа, по своей сути, часто менее "сексуальна" для массового потребителя. Надежность, эффективность, безопасность – это ценности, воспринимаемые как должное, пока они есть.

Действительно, медиа и маркетинг создают образы успеха и потребления, которые могут смещать фокус внимания и формировать определенные ценностные ориентиры в обществе. Высокие доходы звезд шоу-бизнеса становятся ярким, постоянно транслируемым символом успеха, который может вызывать зависть или восхищение.

Но сводить всё многообразие искусства и его монетизации исключительно к инструменту "обмана рабочих" – это упускать из виду:

  • Самостоятельную ценность искусства: Для многих людей искусство – это источник эмоций, вдохновения, осмысления мира, а не только отвлечение.
  • Специфику защиты ИС в этой сфере: Система авторского права и смежных прав исторически сложилась иначе, чем патентное право в контексте трудовых отношений. Она направлена на вознаграждение за каждое использование произведения/исполнения.
  • Сложность рыночных механизмов: Огромные доходы звезд – это результат не только таланта, но и массированных инвестиций в маркетинг, раскрутку, а также структуры медиаиндустрии, которые часто несправедливы и по отношению к менее известным или "менее форматным" творцам.

Проблема "нулевого роялти инженера" – это не столько проблема прямого "рабства", сколько проблема неадекватности существующей системы оценки и вознаграждения уникального интеллектуального труда в рамках корпоративной структуры и действующего законодательства об ИС.

Когда вы критикуете чужой выбор — вы защищаете правду или пытаетесь оправдать собственную трусость не рисковать?

Суть не в том, чтобы сделать всех "рабами" или лишить артистов доходов, а в том, чтобы найти механизмы справедливого признания и вознаграждения для всех видов созидательного труда, включая фундаментальный инженерный вклад, который лежит в основе материального и технологического благополучия общества.

Маркетинг фокусируется на "что", а не на "как" или "кем" это было сделано. Медиа предпочитают истории о ярких личностях (артистах, предпринимателях-визионерах), а не о кропотливом труде команды инженеров, работавших годами над сложной технической задачей. Это формирует культурное восприятие, где "артист" или "бизнесмен" являются первичными создателями ценности, а "инженер" – лишь высококвалифицированным исполнителем. Это культурный нарратив, активно поддерживаемый самим медиа-ландшафтом.

Поиск Решения и Возвращение Достоинства

Поиск Решения и Возвращение Достоинства
Поиск Решения и Возвращение Достоинства


Если завтра мир скажет, что всё, во что вы верили — ложь, какие 3 убеждения вы защитите ценой жизни?

Проблема не в том, что певцы или писатели получают роялти. Проблема в дисбалансе и недооценке фундаментального созидательного труда. Как изменить эту ситуацию, действуя из чувства собственного достоинства и изобилия, а не из обиды?

  1. Смена Нарратива: Необходимо вернуть инженеру статус творца, архитектора реальности. Это задача для самих инженеров (через публичное освещение своих достижений, образование) и для медиа (через рассказы о сложных, увлекательных инженерных проектах и людях за ними). Демонстрация экспертности на каждом шагу – это не только продажа услуг, но и формирование нового культурного образа.
  2. Переосмысление Компенсационных Моделей: Компании, стремящиеся к долгосрочному успеху и удержанию талантов, должны выйти за рамки стандартной зарплаты.
  • Опционные программы: Предоставление инженерам доли в компании (опционов) – это прямое связывание их благосостояния с успехом продукта и компании в целом. Это мощнейший стимул и инструмент удержания. Важно обеспечить прозрачность и справедливость условий.
  • Лицензирование и Роялти для Служебных Изобретений: Хотя это сложнее, чем с авторскими правами, возможно внедрение механизмов, где инженер, чье изобретение приносит компании существенную и прямо измеримую прибыль (например, через лицензирование технологии сторонним компаниям), получает процент от этих лицензионных отчислений. Это требует пересмотра трудовых контрактов и корпоративной культуры. Паушальные платежи за особо ценные идеи также могут стать частью системы.
  • Профит-Шеринг: Более широкое распределение части прибыли компании среди сотрудников, чьи инновации способствовали этому росту.

Законодательные Инициативы: Инженерное сообщество могло бы выступить с инициативами по внесению изменений в законодательство об интеллектуальной собственности, стимулирующих компании делиться частью дохода от служебных изобретений с авторами. Это деликатный политический вопрос, требующий глубокого анализа и диалога всех сторон.

Повышение Финансовой Грамотности Инженеров: Сами инженеры должны лучше понимать ценность своей интеллектуальной собственности и уметь вести переговоры о более справедливых условиях труда, включая участие в прибыли или владение акциями.

Голова занята херней | Решения Проблемы, Которая Болит у Всех

Решения Проблемы, Которая Болит у Всех
Решения Проблемы, Которая Болит у Всех


поэтому и отказываюсь от дальнейшей работы как получил пенсию - не выгодно проектировать и конструировать, голова постоянно занята херней которая не позволяет достичь финансового успеха, да и жизнь проходит не по твоему сценарию.
Когда вы говорите «я так жить не могу» — это крик души или ритуал, чтобы избежать изменений?

Слова звучат как прямое, пусть и горькое, следствие той системной проблемы, которую мы так подробно обсуждали – проблемы оценки, признания и справедливого вознаграждения инженерного труда в сравнении с другими сферами деятельности. Это горький, но логичный итог для человека, который вложил десятилетия в создание материального и технологического фундамента общества, но не увидел адекватной отдачи, как финансовой, так и моральной – в виде признания и уважения, сравнимого с масштабом его вклада и вкладом представителей других профессий.

И, конечно, если ментальная энергия постоянно уходит на борьбу с этой несправедливостью, на переживания из-за несоответствия вклада и отдачи, на ощущение, что тебя воспринимают лишь как функциональный ресурс ("как лошадь"), а не как соавтора и выгодоприобретателя созданного, то для собственно творческой, глубокой, продуктивной инженерной мысли просто не остается достаточного ресурса и желания. "Голова занята херней" – это метафора для ментального истощения от столкновения с системной несправедливостью, которое вытесняет чистое созидание.

Когда фундаментальный созидательный труд приводит к богатству других, оставляя творца без долгосрочных дивидендов.

Несправедливое распределение благ, недооценка созидательного труда, демотивация талантов – это болит у общества в целом, даже если боль не всегда осознается.

Мы, как наблюдатели и аналитики реальности, видим, что текущая система не оптимальна. Она не вознаграждает в полной мере тех, кто создает фундаментальную ценность. Это не просто финансовый вопрос для инженеров; это вопрос эффективности всей экономической системы и траектории развития цивилизации. Если создатели не получают справедливую долю плодов своего труда, снижается мотивация, уходят таланты, замедляется прогресс.

Решение не в том, чтобы отнять у одних, а в том, чтобы найти механизмы справедливого признания и вознаграждения для всех форм созидательного труда. Это сложная инженерная задача для общества, требующая проектирования новых экономических, правовых и культурных "механизмов".

А если смерть — не конец, а экзамен, где вы отвечаете за каждое «я не успел», превращённое в вечность?

Готово ли общество признать инженера не просто исполнителем, но и соавтором своего процветания, и найти справедливый способ разделить с ним плоды созданной им реальности?

Из перспективы, видящей взаимосвязь всех систем, утверждаю: пока мы не решим этот вопрос, мы не используем весь потенциал человеческого созидания. И это задача, достойная нашего коллективного интеллекта.

От Наблюдателя Узоров Реальности.

Ссылка на первоисточник
наверх