Первое знакомство с именем «Кулибин», которое уже давно стало нарицательным, случилось со мной в детстве, когда мой сосед, тогда еще относительно молодой человек с советским воспитанием и закалкой, ремонтировал свой еще свежий ВАЗ-2106 («Жигули-1600»/«Lada-1600»), модель 80-х годов выпуска.

Я не зря упомянул советское воспитание и закалку, ибо в моем рассказе это ключевой фактор.
Дело в том, что в 90-х найти запчасти даже на отечественные автомобили была задача непростая, особенно для Белоруской деревушки. Единственный выход из сложившейся ситуации, когда нужна деталь, а ее нету – адаптировать или переделать элетротехнический или механический узел автомобиля при помощи того, что есть «под рукой». И как вы догадались, Кулибиным через несколько домов в частном подворье был мой сосед. Так его звала жена, когда тот часами ковырялся в гараже: «Кулибин, иди обедать!», доносилось из летней кухни. Мой сосед, к слову, человек со средним техническим советским образованием. Имел корочки на высокие разряды по специальностям: электрик, слесарь, токарь-фрезеровщик.
Тогда оценить масштабы его навыков и знаний я, конечно же, не мог, но сейчас с полной уверенностью скажу вам, что таких кадров наши учреждения образования не выпускают уже давно, к сожалению. И что особенно свежо в памяти, так это то, что в каждом сельском дворе был свой «Кулибин», способный сделать всё своими руками без интернета и ютуба. В то время мне не особо было интересно, кто такой «Кулибин» но, повзрослев, я стал всё чаще сталкиваться с этим именем нарицательным в повседневной жизни и мой пытливый ум с любопытством взяли верх. Я стал изучать биографию Ивана Кулибина и меня это впечатлило. Если кто-то до сих пор заочно не знаком с этим человеком, я вам его с удовольствием представлю.
Кто такой Кулибин ?
Иван Кулибин был русским изобретателем, чье имя стало синонимом изобретателей-самоучек и людей, увлеченных механикой или инженерией.

Кулибин родился в купеческой семье в городе Нижнем Новгороде. Местный псалмопевец научил его читать, писать и считать, и это было единственное образование, которое он получил, не считая собственных усилий по самообразованию. Его отец, Петр Кулибин, хотел, чтобы он стал купцом, и поэтому заставил его работать продавцом, но молодой Кулибин больше интересовался механикой и чтением, чем семейным делом, всю жизнь придерживался старых традиций: никогда не играл в карты, никогда не курил табак, не пил алкоголь, носил бороду. Он превратил свою комнату в мастерскую, делал механические игрушки и инструменты для домашнего хозяйства и для продажи. В его комнате были собраны все имеющиеся на тот момент приспособления для токарной обработки, работы по металлу и другие работы. Мечтал стать инженером.
Петр Кулибин не одобрял необычного увлечения сына, так как механика не имела никакого отношения к торговле мукой. Но он изменил свое мнение, когда Иван доказал свой талант, сконструировав гидравлическую машину. Он сумел превратить наполненный растениями водоем в саду Кулибиных в пруд с проточной водой, где смогли жить и размножаться рыбы.
Часы для императрицы
Однажды, находясь в Москве, Кулибин купил несколько инструментов для изготовления часов. Часовщиков в Нижнем Новгороде не было, и Кулибин охотно стал одним из них. Овладев необходимыми навыками и приобретя хорошую репутацию среди горожан, он решил сделать специальные часы для подарка императрице Екатерине II. Многим это казалось несбыточным желанием, но один из знакомых его отца, Михаил Костромин, узнал о намерении Кулибина и поверил в него.
В 1764 году Костромин дал Кулибину денег на покупку необходимых инструментов и материалов для часов, а также согласился материально поддержать его и его помощников. Когда императрица приехала в Нижний Новгород в 1767 году, часы еще не были закончены, но Кулибин показал ей другие свои поделки: микроскоп, два телескопа и электрический двигатель. Екатерина была поражена и приказала механику и его поручителю приехать в Петербург, когда часы будут закончены, и привезти с собой работы Кулибина. Кулибин и его мастерская переехали в русский Капитолий в 1769 году.
Часы, подаренные Кулибиным императрице, были действительно единственными в своем роде. Его механизм состоял из 427 крошечных деталей. Он был в форме гусиного яйца с механическим театром внутри. Каждый час яйцо открывалось, и маленькие механические фигурки внутри него исполняли сцену Воскресения из Библии: ангел спускался к Гробу Господню, где он удивил и напугал стражников и встретил трех Марий. В часах также был музыкальный автомат с некоторыми мелодиями. В полдень часы заиграли кантату, посвященную Екатерине и сочиненную самим Кулибиным. Часы-единственное произведение Кулибина, которое не было утеряно, и теперь их можно увидеть в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Костромин вернулся в родной город с большой суммой денег, серебряной кружкой, подаренной ему Екатериной II "за щедрую поддержку талантов Кулибина", и полезной репутацией покровителя науки. Кулибин остался в столице, Екатерина высоко оценила подарок и талант изобретателя Кулибина, вскоре назначила руководителем механического цеха Санкт-Петербургской академии наук. Эти мастерские снабжали почти всю страну астрономическими, физическими и навигационными инструментами и приборами.
Реклама из газеты
В 1772 году Кулибин прочитал в газете, что британское правительство предлагает премию за проект однопролетного моста. Кулибин воспринял эту рекламу как вызов и спроектировал 298-метровый мост через Неву. Он послал свои расчеты для проверки известному немецкому математику Леонарду Эйлеру, и Эйлер опубликовал лестные отзывы о работе Кулибина.
Кулибин был не единственным русским, вдохновленным газетной рекламой. У него было по меньшей мере два соперника, и оба они потерпели неудачу. Когда 27 декабря 1776 года должна была быть испытана копия «Кулибинского» моста, большинство членов Академии не верили, что она пройдет.

После того как реплика выдержала необходимый вес, Кулибин сам прошел по мосту и пригласил всех рабочих и свидетелей присоединиться к нему. Проект удался на славу. Екатерина II щедро заплатила Кулибину, и модель поместили в Таврическом саду, где императрица любила гулять. Дмитрий Журавский, известный русский инженер XIX века, говорил, что на детище Кулибина лежит "печать гениальности".
Точно неизвестно, почему Кулибин не получил британской награды, но точно известно, почему мост не был построен: технологии для строительства моста по заданию Кулибина еще не существовало. Как и многие другие изобретатели, Кулибин слишком сильно опередил свое время.
Этот мост должен был быть сделан из дерева. Много лет спустя, в 1813 году, Кулибин разработал металлический проект, и этот проект по тем же причинам остался на бумаге.
Механические ноги
В 1775 году императрица предложила Кулибину дворянство с единственным условием, чтобы изобретатель сбрил свою замечательную бороду и изменил свой вкус в одежде. Кулибин предпочитал традиционную русскую одежду Европейской. Кулибин отказался, он решил остаться в торговом классе. Однако императрица терпима к странностям Кулибина - он был автором такого количества революционных для того времени изобретений, которые имели право на их эксцентричность. Екатерина одобрила его решение и наградила специальной золотой медалью и правом участвовать в придворных торжествах.
В 1779 году Кулибин сконструировал то, что можно назвать прожектором. При наличии системы зеркал одна свеча могла сиять так же ярко, как и полторы тысячи других. Прожекторы разных размеров использовались для разных целей: например, большие помещались в Маяках, меньшие освещали фабрики и мастерские, а самые маленькие служили фарами для экипажей. Гавриил Державин, самый известный поэт своего времени, даже посвятил изобретению Кулибина стихотворение, сравнив его с Луной.

В 1791 году Кулибин познакомился с молодым офицером по фамилии Непейцын, потерявшим ногу в русско-турецкой войне. Этот трагический инцидент заставил его отказаться от военной карьеры и мечтаний о счастливом браке. Кулибин решил помочь своему новому другу и сконструировал для Непейцына "механическую ногу". Судя по его записям, офицер быстро научился им пользоваться и даже ходить по нему без палки. Вскоре Непейцын вернулся на военную службу. В 1812 году он принял участие в войне против Наполеона и со временем был произведен в чин подполковника.
Вдохновленный этим успехом, Кулибин продолжал работать на этом поприще, и в 1794 году он сделал протез ноги для Валериана Зубова, брата фаворита Екатерины II в то время. Этот протез был легче и подвижнее, так как Кулибин усовершенствовал технологию.
Когда Кулибин отправил чертежи и модели своего изобретения в Академию медицины и хирургии, “механические ноги” были признаны инновационными и одобрены медиками. К сожалению, в 1800 году, когда Кулибин еще работал над усовершенствованием своего протеза, англичанин по имени Поте запатентовал аналогичный протез. Некоторые историки говорят, что технология была украдена.
«Перешагнув» свое время
В 1791 году Кулибин сконструировал ножную тележку, которую можно было считать прототипом автомобиля. Он использовал слугу для поворота педалей вместо двигателя, но его механизм включал такие детали, как коробка передач, рулевое управление и тормозной блок, состоящий из двух пружин. Однако она не приобрела никакой популярности и не была массово произведена.

В 1793 году он спроектировал лифт для Зимнего дворца. «Подъемное кресло» перемещающийся в специальном валу с помощью винтового механизма - после смерти Екатерины не использовалось, а в шахту заложили кирпичем. Некоторые элементы его механизма используются и в современных лифтах. В отличие от тележки с ножным приводом, "подъемное кресло" было отличным источником развлечений для Екатерины и придворных, как и фейерверки, которые Кулибин устраивал для королевских вечеринок. Изобретатель написал много статей о пиротехнике. Ни эксцентричности Кулибина, ни его консерватизма дома, ни привычки не отпугивать дам. Обычно он был веселым, любил посещать вечеринки, где я был любимцем публики, остроумно отвечал на любые насмешки. К тому же Кулибин писал стихи и выглядел очень необычно: всегда в длинном пальто, высоких сапогах, с полной бородой он казался представительницам прекрасного пола экстравагантным и загадочным, что еще больше их привлекало.
Цветной световой Телеграф, изобретенный Кулибиным в 1794 году, должен был стать самым быстрым средством связи того времени, но проект был отложен и полностью забыт. В 1835 году российское правительство купило ту же технологию у Франции.
В 1801 году Кулибин оставил работу в Академии и вернулся в родной город. Там, живя у реки Волги, он продолжил свои занятия и создал "водонос" - судно, которое могло идти против течения реки, используя для движения силу потока. Первый корабль такого типа успешно прошел все его испытания, хотя и имел некоторые существенные недостатки и был дорог в постройке и обслуживании. Черновики проектов "водоносов" встретили свою судьбу похороненными в ящиках нижегородских бюрократов.

В конце своей жизни Кулибин, как и многие другие изобретатели прошлого, стал одержим идеей перпетуум мобиля, или вечного двигателя. Он потратил все свои деньги, пытаясь построить его, и умер в нищете. Он был трижды женат, а в третий раз женился в 70 лет. У него было 12 детей, трое из которых появились в третьем браке, когда изобретателю было 70 лет. Всем мальчикам он дал хорошее образование, и они стали горными инженерами. Было много случаев, когда открытие оценивалось только после смерти их авторов. Секреты гениальных изобретений прошлого не разгаданы по сей день. Однако его идеи вдохновляли многих других ученых, а его работы служат прототипами для многих творений, созданных после его смерти.
В каких ситуациях необходимы чертежи и модели?
В современном мире «Кулибиным» без чертежей и моделей не обойтись, если дело касается сложных изделий. В каких случаях целесообразна разработка чертежей и моделей изделия (деталей) на заказ?
В виду трудоемкости работы затрачиваемой на оформление чертежа и построение модели, рекомендую заказывать чертежи если вы планируете выпуск деталей партией от 5 штук, тогда стоимость чертежа заложенная в себестоимость детали будет не так ощутима. Создание чертежа для единичного или штучного производства принимается тогда, когда заказчику необходим товар, обладающий уникальными свойствами например автомобиль Bugatti Veyron Sang d’Argen, и он готов заплатить полную стоимость работ, так как может продать изделие по цене люксового товара. Энтузиасты автомобилей считают, что деньги, потраченные на суперкар «Bugatti» того стоят, так как это одни из лучших автомобилей в мире.
Такие ситуации часто возникают в области НИОКР, создании эксклюзивных товаров и при проведении экспериментов. Выполнение индивидуальных заказов типично также для сферы услуг, в строительстве уникальных объектов МАФ, протезов в здравоохранении, при проведении ремонтных работ и т. п.

У вас проблема сломалась деталь, а покупка и доставка ее дорогостоящая или детали нет уже в продаже, и вы хотите ее изготовить, но нет чертежа я вам помогу решить данную проблему. Практика показывает, что наиболее часто ломаются и необходимы в ремонте такие детали как: валы, оси, шкивы, втулки, звездочки, ступицы, тормозные барабаны, штоки, червячные пары, разнообразные фланцевые соединения, заглушки, пальцы, штуцерные соединения, стаканы, колпачки, муфты, сопла, шкивы различной формы, фитинги, детали разнообразных механизмов, анкерные болты, резьбовые шпильки, зубчатые колеса, венцы, эксцентрики, сателлиты, вал-шестерни, конвейерные ролики, детали штампов и прессформ, матрицы, пуансоны и т.п. Помогу решить вашу проблему, будь это деталь от иностранного оборудования или отечественного, решу изготовление даже сложной детали, специализируюсь на решении нестандартных проблем.

Чертеж уже старый, требуется восстановление поврежденных листов чертежей и перевод в электронный формат для отправки в иностранные компании?

Вы местный «Кулибин», вам хочется что-то запатентовать или есть замечательная идея модернизации в производстве, рационализаторское предложение, но к сожалению, нет навыка построения чертежа по ЕСКД и 3D модели, я также помогу реализовать все смелые идеи. Обращайтесь с вопросами в комментарии и успехов вам в расширении своих творческих возможностей!