В современном мире, где технологии развиваются с невероятной скоростью, роль ученых и инженеров не может быть преувеличена. Но как россияне представляют себе этих важных профессионалов? ВЦИОМ в партнерстве с Фондом Росконгресс провел исследование, которое раскрывает интересные тренды в общественном восприятии ученых и инженеров.
Опрос показал, что ситуация с популяризацией науки и инженерного дела требует большего внимания.Подавляющее большинство опрошенных не смогли назвать имена современных российских ученых или инженеров — 92%. Доводы тех, кто не находит профессии инженера и ученого престижными, совпадают в представлениях об оплате труда: каждый второй в этих группах указал на низкую заработную плату (47% об ученых и 48% об инженерах). И ученый, и инженер - в глазах опрошенных - чаще всего мужчины. Причем ученый может быть и молодым, и в возрасте, и даже "в белом халате и очках" — человек, занимающийся "исследованиями", "открытиями", "конкретными науками" (физика, математика). Инженер же - это скорее "кабинетный работник", "человек в костюме", и "мастер на все руки".
Образ ученого: от Эйнштейна до белого халата
Исследование показало, что образ ученого в общественном сознании более персонифицирован, чем образ инженера. В воображении россиян ученый часто ассоциируется с известными фигурами, преимущественно физиками: Альберт Эйнштейн, Дмитрий Менделеев, Михаил Ломоносов. Среди названных фамилий только две набрали 1% — это математик Григорий Перельман и физик, Нобелевский лауреат Жорес Алферов. Внешний облик ученого также имеет ясно выраженные стереотипные черты: белый халат, очки, борода. В общественном воображении ученый часто предстает как человек в возрасте, но есть и представления о молодых ученых. Чаще воспринимаются как преданные своему делу специалисты, обладающие глубокими знаниями в своей области.
По данным опроса, низкий престиж профессии ученого часто связывают с нехваткой государственного участия в развитии науки (18% и 13%), низкой государственной поддержкой и дефицитом социальных гарантий (8%), незаинтересованностью в развитии научных направлений (5%). Еще 10% отметили сложности с ограничениями в работе, блокировке исследований, а 9% указали на то, что большая часть наших ученых работает за границей. Часть опрошенных в этой группе говорили, что профессия непопулярна у молодежи, а труд ученых не ценится (по 7%), 6% полагают, что в науке плохие условия труда.
Инженер: от чертежей до производства
В отличие от ученого, образ инженера более абстрактный — это человек, который "чертит", "делает расчеты", "строит графики". . Конкретные фамилии инженеров указываются крайне редко. В основном инженер воспринимается как молодой или средних лет, прилично одетый, с галстуком или в халате. Он может быть как кабинетным работником, так и человеком на производстве, занятым практическим трудом. В ответах часто упоминаются характерные действия инженера: черчение, работа с компьютером, конструирование. Чаще характеризуются как люди с высшим или техническим образованием, обладающие техническим складом ума.
Низкий престиж профессии инженера связан с ее невостребованностью (21%), отсутствием рекламы и популяризации в СМИ (17%), а также с низким уровнем образования по этой специальности (5%).
Отсутствие единого образа
Исследование подчеркивает, что в современном обществе отсутствует четкий и единый образ ученого и инженера. Классический образ советского ученого - "немного рассеянный человек в очках и в потертом пиджаке" - уже не современен. В XXI веке ученые - это не только теоретики, но и практики, занятые решением конкретных проблем, а инженеры - это не только "чертежники", но и креативщики, которые разрабатывают новые технологии. В поисках нового образа важную роль играет массовая культура и популяризация науки.
Промышленность ищет руки Самыми востребованными специальностями у российской промышленности в первом полугодии 2024 года стали: инженеры-конструкторы (98 тыс. вакансий, +9% г/г)
Заводы XXI века - это не просто места для "работяг", а центры инноваций, где трудится команда "технарей" - инженеров, конструкторов, программистов и других специалистов. Для того, чтобы привлечь молодежь в эти сферы, необходимо показать, что работа на заводе - это творческий процесс, где можно реализовать свои идеи и внести вклад в развитие страны.
Важно отметить, что восприятие ученых и инженеров в обществе влияет на их престиж и привлекательность для молодого поколения. Чтобы вовлечь молодежь в науку и инженерию, необходимо актуализировать образы этих профессий, презентовать их не только как стереотипные фигуры, но и как увлекательные, творческие и востребованные специалисты.
Отсутствие ярких героев в сфере технологий – это действительно тревожный сигнал. Без примеров для подражания, без лиц, олицетворяющих успех и новаторство, сложно воодушевить молодое поколение на творческие поиски и научные открытия.
Почему это так важно?
- Вдохновение: Герои даруют надежду и веру в то, что невозможного нет. Они показывают, что успех достижим и что любой может стать творцом будущего.
- Ролевая модель: Герои стают образцами для подражания, формируя ценности и стремления. Их истории мотивируют людей к упорству, трудолюбию и неустанному самосовершенствованию.
- Привлечение талантов: Герои привлекают внимание к отрасли, делая ее более привлекательной для молодых талантов. Их успех показывает, что технологии — это не просто работа, а возможность реализовать свой потенциал и изменить мир.
Что можно сделать?
- Высвечивать успехи: Важно активно рассказывать о досягнениях российских ученых, инженеров и разработчиков. Их истории должны звучать на всех уровнях — от медиа до образовательных учреждений.
- Создавать платформы: Нужны специальные платформы для объединения талантов и обмена опытом. Это могут быть форумы, конкурсы, стартап-инкубаторы, где молодые люди могут встретиться с успешными предпринимателями и научиться у них.
- Пропагандировать образ: Важно формировать позитивный образ российского технологического героя, показывая его не как занудного ботаника, а как творческого, энергичного и вдохновляющего человека.
- Поддерживать образование: Необходимо уделять большее внимание STEM-образованию, воспитывая в детях интерес к науке и технологиям с раннего возраста.
Создание ярких и вдохновляющих образов технологических героев — это задача не только государства, но и всего общества. Только совместными усилиями мы сможем воспитать поколение творцов и новаторов, которые приведут страны к технологическому процветанию.
Исследование ВЦИОМ продемонстрировало интересные тенденции в общественном восприятии ученых и инженеров. Образ ученого все еще ассоциируется с классическими стереотипами, в то время как образ инженера более многогранный и динамичный. В будущем от образов ученых и инженеров будет зависеть привлекательность науки и технологий для молодого поколения.